Базилика Сан Петро Ин Винколи спряталась на маленькой площади в двух шагах от Колизея, но каждый день сотни туристов и паломников устремляются сюда, чтобы поклониться «честным веригам» Святого Петра, цепям, в которые он был закован. Но еще большую известность эта базилика получила благодаря гениальной скульптуре Микеланджело «Моисей».
История церкви начинается с V века, именно тогда царица Евдокия получила в дар от атриарха Иерусалима вериги за свое благочестие и помощь в собирании христианских святынь и строительстве церквей. Цепи эти почитались еще при жизни апостола, считалось, что они обладают целебными свойствами, и в Иерусалим стремились верующие со всего мира, дабы поклониться им. Ведь именно этими цепями был скован Святой Петр в 42г., именно эти цепи чудесным образом разомкнулись при появлении в темнице ангела, спасшего апостола, именно эти цепи пропитались потом и страданиями Петра и получили от него, крепко скованного ими, целебную силу.
Царица Евдокия увезла вериги в Константинополь, а часть их подарила своей дочери Евдоксии, живущей в Риме. А для хранения этой святыни в 440 г.и была построена церковь Сан Пьетро ин Винколи . Здесь и произошло знаменитое чудо. Папа Лев I взял в одну руку иерусалимские вериги, а в другую – цепи, почитаемые в Риме, те самые, которыми Нерон приказал сковать Святого Петра перед казнью в Марментинской темнице в 64 г. И эти цепи, римские и иерусалимские, волшебным образом соединились между собой, и по сей день они хранятся в ларце под алтарем в базилике, привлекая тысячи верующих каждый день.
Не проходят мимо и ценители искусства: как можно упустить шанс увидеть своими глазами знаменитого «Моисея»? Это центральная фигура прекрасной композиции – надгробия папы Юлия II. Эту работу называют «трагедией» Микеланджело, ведь трудился он над ней целых 40 лет. Сам Юлий II дал этот заказ гению в 1505г. Микеланджело с юношеским энтузиазмом принялся за воплощение своих идей в жизнь, а замысел его был невообразим! Он задумал огромную круглую композицию из 40 фигур!
Но Юлий II, занявшись строительством Собора Святого Петра, утратил интерес к надгробию, а после его смерти Микеланджело занялся другими заказами. Но на протяжении всей своей жизни он не забывал о незаконченной работе, несколько раз он упрощал свой замысел, и, в конце концов, монумент получил свой сегодняшний облик, причем лично Буонарроти изваял только лишь 3 фигуры: Моисея, Лии и Рахили, символизирующие активность и созерцательность в жизни. Остальное закончили его ученики. Причем контракт с наследниками предполагал, что Микеланджело должен был лично выполнить только лишь одного Моисея, но скульптор «перевыполнил план» для того, чтобы снять с себя обвинения в присвоении денег со стороны наследников Юлия II.
Моисей поражает своей величественностью и загадочностью, он изображен в тот момент, когда он спускается с горы Синай и несет людям заповеди, но народ в период его отсутствия начал поклоняться золотому тельцу. И Моисей здесь застигнут в тот момент, когда его удивление сменяется гневом, все тело напрягается, вздуваются вены на его мощных руках, и он готов уже разбить золотые скрижали с заповедями от отчаяния и осознания бесплодности своих стараний. И настолько натурально изображен перед нами Моисей, что сам Микеланджело поверил в то, что его скульптура жива, и в сердцах воскликнул: «Что же ты молчишь?». И не получив ответа со злости ударил его молотком по колену. О правдоподобности данной истории говорит нам едва заметная вмятина на колене Моисея.
И только в 1545 г. Надгробие было завершено и установлено здесь, в одной из самых удивительных церквей Рима.